Предмет и объект социальной педагогики
В отличие от традиционной теоретической педагогики, социальная педагогика всегда рассматривает индивида в качестве субъекта деятельности, а не объекта лишь целенаправленного воздействия извне, независимо от того, решает ли он проблему адаптации, или интериоризации, существующей социальной нормы или проблему ее трансформации, изменения. Эта изначально активная роль индивида, как объекта и субъекта культуры проявляется через его ролевое поведение или ориентацию на соответствующую норму, ее утверждение или отвержение. Его поведение не обусловлено теми или иными закономерностями, а проявляется как своеобразная «свобода выбора» норм и ценностей своего поведения, своеобразная игровая, познавательная, трудовая и другие виды деятельности. Жизнедеятельность индивида в силу ее социокультурной обусловленности задает ему правила игры, характеризующие процесс социализации. Этот процесс социализации, по мнению А. В. Мудрика, включает:
1) театр повседневности ;
2) театр драмы ;
3) театр марионеток ;
4) камерный театр ;
5) театр грез .
В актах этих театральных, или игровых, действий индивид как бы восходит от стихийной социализации, проявляемой во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни и общества, к относительно направленной и относительно социально-контролируемой социализации, а от нее — к более или менее сознательной социализации, от полного социального конформизма — к проявлению своей индивидуальной самодеятельности.