Предмет и объект социальной педагогики

Каково общество, такова и личность, таковы условия ее жизнедеятельности, во многом определяемые культурой, овладение которой начинается с овладения языком.

Язык фиксирует почерпнутые из опыта схемы деятельности людей, в которых в качестве структурных компонентов всегда присутствует сам человек как одухотворенный источник и носитель активности, так и предметы, на которые направлено человеческое воздействие. Любое человечески одухотворенное действие, воспроизводимое общепринятой языковой нормой, становится одновременно и всеобщей объяснительной схемой. Люди всегда вкладывают в универсалии культуры свой личный смысл, соответствующий накопленному жизненному опыту.

Проблема духовности в социальной педагогике предстает как проблема единства субъективного и социального. Нет духовного начала в отрыве от внутреннего духовного мира личности и нет этого внутреннего мира личности без духовной, прежде всего нравственной, культуры общества, являющейся результатом эволюционного, исторического развития многих поколений людей, вы кристаллизации их нравственного опыта. «Индивид, приобщаясь к обществу, — как отмечал еще один из классиков французской социологии Э. Дюркгейм, — приобщается к самому себе». Из общественной жизни выводятся пространство и время, вся объективная действительность в целом. Поэтому основная задача педагогики не просто верно отражать данную реальность, а конструировать правила поведения, идеалы, действия, разрабатывать программы деятельности. Каждому историческому периоду присущ доминирующий регулирующий тип воспитания, от которого мы не можем отказаться, не наткнувшись на сильное сопротивление.

Социализация происходит с помощью так называемого институционального механизма, или целенаправленного «привития» индивиду обязательных социальных норм поведения на основе жесткой организации их деятельности и поведения в социальных группах, включая и насилие. Взаимодействуя с различными социальными группами, ребенок накапливает соответствующие знания и опыт социально одобряемого поведения. Одновременно он приобретает и опыт его имитации, опыт относительно бесконфликтного избегания выполнения норм, культивируемых в воспитательных учреждениях.