Предмет и объект социальной педагогики
Истоки развития личности социальная педагогика усматривает в развитии общества и его культуры, а не самого человека, естественнонаучной антропологии, общей психологии и педагогики. Специальную педагогику в ее современной интерпретации можно рассматривать как науку, которая раскрывает влияние на педагогический процесс конкретных социокультурных условий, выполняющих роль посредника между социальной средой и основными положениями педагогического знания, тесно связанного с цивилизационным развитием сообщества и социально-общественных отношений.
Социальная педагогика ориентирована на преобразование социокультурной среды, предупреждение конфликтов, оптимизацию возможностей личности и социума. Задача социальной педагогики заключается в поиске методов предупреждения проблем, выявлении и обосновании путей устранения причин, порождающих эти проблемы, разработке условий и обеспечении превентивной профилактики различных негативных явлений, отклонений в поведении людей и, таким образом, в оздоровлении социальной среды.
Главная проблема, которую она решает, — это проблема не формирования, а развития личности, ее самосознания и самодеятельности как субъекта соответствующей культуры.
Объектом социальной педагогики является социальное поведение человека. Она рассматривает цели, содержание, способы и средства воспитания человека, влияние на его поведение и отношения в обществе в широком спектре социальных взаимодействий, в различных условиях социальной жизни, среды. Как область практической социальной деятельности социальная педагогика рассматривает эти проблемы в определенных культурно-исторических условиях жизни общества.