Предмет и объект социальной педагогики
Осуществление социализации происходит с помощью социального познания, социального обучения и социального воспитания.
Суть социального познания состоит в том, что развитие мышления индивида обусловлено не столько психолого-физиологическими возможностями, сколько характеристикой социальных групп, в которые он включен. Его стиль и другие особенности, подобно речи, вырабатываются и развиваются в процессе эволюции той или иной группы и зависят от ее места и роли в том или ином социальном пространстве, особенностей социального времени, менталитета, биографии и т. д. Социальное обучение предполагает приобретение индивидом соответствующих знаний, умений и навыков в процессе непосредственного взаимодействия с другими людьми, социальными группами и социальной средой жизнедеятельности. Ребенок социально обучается не только в школе, но и в семье, в компаниях сверстников, через подражание поведению взрослых, просмотр телепередач, усвоение ролевого поведения, народных традиций и обычаев. Одним словом, в основе социального обучения лежит процесс освоения индивидом существующих в обществе социальных норм поведения и деятельности, социальных ролей и функций. Благодаря этому социальное обучение выступает условием формирования личности человека.
Социальное воспитание проявляется как процесс овладения индивидом конкретным типом культуры, формируемым в группе. За основу в данном случае берутся духовные и социальные качества, присущие этой группе, образцы и нормы культуры. Именно «приземленная» социокультурная практика человека, как это ни парадоксально с точки зрения традиционного педагогического сознания, ориентированного на рациональную модель, и является основой морали и нравственного поведения человека. Алгоритм этого поведения содержится в самих основах организации общества, и в силу этого мы всегда имеем дело с социальным познанием, социальным обучением, социальным воспитанием, социальной педагогикой, использующей не естественнонаучный, а социокультурный подход.