Предмет и объект социальной педагогики

В играх-грезах дети проигрывают роли и ситуации, созданные в их воображении, не имеющие реальных прототипов, невозможные в жизни. Игры-грезы — попытка компенсировать невосполнимый дефицит реальной жизни. Сюда относятся и фантазии, в которых они действуют сами, и реальные лица из их окружения, а также выдуманные ими, но вполне реальные персонажи.

Все эти важнейшие аспекты социализации индивида пред-стают перед социальной педагогикой как проблемы личности и социальной группы, разрешаемые ею на уровне микро-, мезо- и макросреды, начиная с проблем здоровья, физического развития и кончая проблемами социально-психологического и духовного развития. При этом здоровье рассматривается как важнейшая социальная ценность, результат культурной трансформации человека и его природных способностей, а духовное развитие — как основной смысл его жизни. Между физическим и духовным развитием человека существует неразрывная незримая связь и взаимообусловленность.

На различных возрастных этапах, начиная с детей дошкольного возраста, социальный педагог использует принципы и методы, адекватные «нормальному» развитию и функционированию данных возрастных групп в конкретных социокультурных, геоклиматических, экологических и других условиях. Аналогичным образом он осуществляет дифференцированный подход к решению сугубо женских , и мужских, или тендерных, проблем. Семья, ее диагностика при этом становятся исходным пунктом профессиональной деятельности социального педагога.

Объектами исследования социального педагога выступают не только лица с отклоняющимся поведением, конфликтные ситуации, возрастные и другие кризисы, но и структура потребностей и ценностных ориентации молодежи, зона ближайшего развития, игровая и другие виды. Перед ним стоят задачи как профилактики отклоняющегося поведения и улучшения межличностных отношений, так и социализации или целенаправленной трансформации существующих отношений, структуры потребностей и ценностных ориентации, социального обучения и воспитания, оказание социальной помощи. Он участвует в разработке социальной политики, социальной реабилитации, содействует охране прав ребенка, осуществляет социальное прогнозирование и проектирование. Из числа проблем, которые решает социальный педагог, особую роль занимают проблемы жизненного самоопределения молодежи, организация досуга, субкультуры конфликтов и т. п.