Общенаучные методы в социально-педагогической деятельности
Широко распространенный метод наблюдения используется как самостоятельно, так и в качестве составной части сложных методик. По своей сути он представляет собой организованное и целенаправленное восприятие действительности и отыскание смысла воспринятого. В данном методе отражаются, прежде всего, непосредственная связь наблюдателя с объектом наблюдения, субъективная эмоциональная окраска фиксации наблюдаемых явлений, обусловленная складом личности наблюдателя; влияние наблюдателя на наблюдаемый процесс или объект; влияние наблюдаемого объекта и происходящих событий на наблюдателя; неповторимость социальных явлений.
Наблюдение в социально-педагогическом исследовании метод длительного, планомерного, целенаправленного описания особенностей личности или коллектива на основе восприятия их действий и поступков в различных ситуациях. Социально-педагогическое наблюдение заключается в непосредственном восприятии и визуальном фиксировании явлений, происходящих в изучаемом социуме. Его организация предполагает определение цели, плана, объектов наблюдения и форм к фиксации результата.
Объект наблюдения - это либо конкретная личность или группа лиц. Им могут быть процессы деятельности и взаимодействия, о ходе и результатах которых судят по словам, действиям, поведению.
В зависимости от технических средств приема и регистрации данных наблюдение может быть в виде дневниковых наблюдений, стенограмм, протоколов, фотографий, видео- и киноматериалов.
В процесс наблюдения входят: поиск и обнаружение фактов в соответствии с поставленной целью; их описание; регистрация, анализ и интерпретация результатов.
По типу связи наблюдателя и наблюдаемого выделяют включенное и не включённое; непосредственное и опосредованное; открытое и закрытое наблюдение. При не включённом наблюдении исследователь находится вне изучаемого объекта. Он не включается в ход событий и не задает вопросы. Применяется оно для описания социальной обстановки, в условиях которой живет ребенок или подросток. Основной недостаток данного вида наблюдения в том, что наблюдатель не может оказывать корректирующее воздействие на объект наблюдения.