Общенаучные методы в социально-педагогической деятельности
2) составление целевых и поддерживающих вопросов;
3) определение плана беседы и последовательности вопросов;
4) определение способов фиксирования ответов;
5) реализация исследований беседы на практике.
Начинать общение следует с вопросов, приятных собеседнику, чтобы он охотно начал говорить. Искренний интерес, доброжелательность, уважение к мнению, убеждение, а не принуждение к соглашению, адекватный выбор времени и места беседы, беседа с глазу на глаз или с группой, но без посторонних, наличие хорошего настроения и самочувствия у партнеров по общению — обязательные условия беседы. Она не должна занимать более 300 мин. В процессе беседы не должны задаваться непродуманные вопросы или вопросы анкетного характера. Они должны быть доступны и понятны собеседнику, носить по возможности косвенный, а не прямой характер и побуждать его высказывать свое мнение. Основные вопросы в разных ракурсах должны повторяться и тем самым контролировать предыдущие ответы. Недопустимо опускаться на жаргон собеседника.
Ведению беседы могут мешать психологические барьеры, такие, как несовпадение установок, боязнь собеседника, отсутствие контакта, негативная установка на собеседника, прошлый негативный опыт общения, боязнь педагогической ошибки и пространственный барьер.
Результаты беседы после качественного и количественного анализа обобщаются в виде социально-педагогических выводов и социально-педагогической характеристики личности.
Достоинствами метода беседы являются:
1) непосредственный контакт;