Общенаучные методы в социально-педагогической деятельности

К продуктам деятельности человека относят продукты изобретательской деятельности, различные модели, конструкции и поделки и др. Поэтому метод изучения продуктов деятельности — это метод сбора фактов при анализе материальных результатов психической деятельности человека. Эти продукты могут быть результатом трудовой, учебной или игровой деятельности. По готовому продукту воссоздается процесс его изготовления, дается характеристика деятельности человека и на основании ее интерпретации устанавливаются некоторые особенности его личности.

В продуктах деятельности проецируется отношение человека к самой деятельности, к окружающему миру, природе, обществу, отражается уровень развития его умственных, сенсорных и моторных навыков.

При использовании метода изучения продуктов деятельности к проведению исследования предъявляется ряд требований:

1) при анализе продуктов деятельности следует установить, являются ли они результатом типичной, характерной для человека деятельности или созданы случайно;

2) необходимо установить условия протекания деятельности человека;

3) необходим анализ не единичных, а многих продуктов деятельности как аналогичных, так и разнообразных.

Следует также иметь в виду, что метод изучения продуктов деятельности позволяет делать только косвенные выводы об особенностях личности человека. В связи с этим данный метод может быть дополнен использованием характеристик-программ исследуемой личности, в которых отражаются фамилия, имя, выявленные качества личности, программа работы и содержание результата, история жизни и воспитания, положение дел в школе, характеристика основных качеств личности, основные показатели педагогической запущенности и т. д. При этом в истории жизни и воспитания отражаются:

1) состояние здоровья;