Общенаучные методы в социально-педагогической деятельности

Прежде всего применяются описательные, объяснительные и прогностические возможности метода дедукции, логический понятийно-категориальный анализ. В частности, на начальном этапе социально-педагогического исследования с помощью методов общетеоретического анализа обосновываются проблемы и проблемные ситуации, выдвигаются гипотезы, характеристики предмета и объект исследования. На последующих стадиях анализа в основном применяется метод идеализации как способ возвышения над повседневной действительностью и ее преодоления с помощью педагогического идеала. И в силу того что личность в социальной педагогике рассматривается как единство субъективности и социальности, проявляющееся в индивидуальности человека, его духовном мире, метод идеализации играет вспомогательную роль. Сама рациональность рассматривается в данном случае как характеристика социокультурного бытия человека. Модели образования и образцы воспитания используются в социально-педагогической практике лишь как основа социального проектирования. Вспомогательную роль играют здесь и методы эмпирического исследования.

Социальная педагогика использует методы исследования других наук в своих собственных целях и на их основе разрабатывает свои собственные, например социально-педагогической коррекции и терапии, социализации, адаптации и т. д. Эти методы подразделяются на обще- и частнонаучные, их выбор зависит от задач, решаемых социальным педагогом. Если он исследует проявление обще социального, общекультурного в единичном или индивидуальном поведении ребенка или подростка, то приемлемы общенаучные методы. Если же его интересует особенное или типичное, например отношение к жизни или характер как проявление или следствие его принадлежности к определенной этнической, конфессиональной, половозрастной или другой социальной группе, то в данном случае могут использоваться методы этно-социологии или этнопедагогики, социальной психологии или социальной культурологии. Нередко он вынужден обращаться к опыту и методам народной педагогики, анализу повседневной социальной реальности, проявляемой в стереотипах мышления, обычаях, традициях и т. д., или же использовать методы арттерапии, т. е. целенаправленного воздействия на личность с помощью музыки, танца, театрального действия, изобразительного и других видов искусства, которые не имеют никакого отношения к науке.