Общенаучные методы в социально-педагогической деятельности

Включенным называется наблюдение, при котором исследователь в той или иной степени включен в изучаемый объект и, находясь в непосредственном контакте с наблюдаемыми, принимает участие в их деятельности. Включенное наблюдение подразделяется на скрытое и открытое .

Основными достоинствами метода наблюдения являются: доступность и простота использования; изучение проблемы, не требующей экспертного решения; возможность наблюдения явлений в моменты их возникновения и среды, в которой они существуют.

Вместе с тем данный метод имеет и недостатки: он достаточно трудоемок и продолжителен, не обеспечивает возможности предвидеть исследуемые качества и свойства. Так как результаты анализа зависят от субъективного восприятия исследователя, то материал с трудом поддается систематизации и математической обработке. К тому же прямому наблюдению доступно небольшое количество объектов. Преодолеть эти недостатки можно лишь за счет длительности наблюдения и сопоставления его данных с данными других методов.

Наряду с наблюдением в социально-педагогическом исследовании как способ исследования широко используется вербальная коммуникация, т. е. беседа, анкетирование и интервьюирование. Беседа — это метод сбора ценной социально-педагогической информации в ходе непосредственного личного общения с помощью предварительно подготовленных вопросов или по специально составленной программе. Особенность беседы заключается в том, что благодаря непосредственному контакту вопросы можно видоизменять в соответствии с полученными ответами. С помощью беседы получают дополнительные данные, подтверждающие, уточняющие и дополняющие выявленное другими методами. Этот метод исследования, как правило, является исходным этапом социально-педагогического исследования для первичного знакомства с испытуемым. В процессе беседы могут быть получены сведения об особенностях его жизни, домашней обстановке, выявлены потребности и интересы, ценностные ориентации и другие сведения, позволяющие составить социально-педагогическую характеристику личности. Технология метода беседы такова:

1) определение цели и содержания беседы;