Общенаучные методы в социально-педагогической деятельности

Достоверность и надежность информации, полученной с помощью анкеты, зависит от формы и типа вопросов, а также от последовательности, в которой они задаются, и могут значительно повышаться, если метод используется наряду с другими методами эмпирического социально-педагогического исследования.

Гораздо чаще в социально-педагогической исследовательской практике применяется метод интервью , который сочетает в себе беседу по форме, а по содержанию вопросов — анкету.

Интервью может быть индивидуальным и групповым, личным и телефонным, отличаться количеством и квалификацией опрашиваемых, числом интервьюеров, свободой и стандартизированностью ответов, быть явным или скрытым в зависимости от подсказки исследователя, одно и много-кратным, интенсивным и экстенсивным, директивным и не директивным в зависимости от частоты проведения, объекта и целей исследования, уровня подготовленности респондента, их числа и способа общения. Основной характеристикой интервью является социально-психологическое взаимодействие интервьюера и респондента, что определяет особую значимость этапа его организации и проведения. Многое зависит здесь уже от самого места проведения интервью .

Интервью определяется спецификой предмета исследования. Например, вопросы, связанные с проблемами быта, семьи, свободного времени, лучше выяснять в домашних условиях, а производственные — на предприятии или учреждении.

Немаловажную роль при проведении интервью играют вступительное слово, нейтральная позиция интервьюера, создание дружеской атмосферы, темы. Интервьюер ни в коем случае не должен обнаружить свое отношение к предмету исследования.

Наряду с интервью в социально-педагогическом исследовании широко используется анализ продуктов деятельности. Продукт деятельности человека в данном случае рассматривается в качестве носителя психологической и социально-педагогической информации.