Общенаучные методы в социально-педагогической деятельности
Чаще же всего обще и частнонаучные методы социально-педагогической деятельности используются в комплексе и на практике очень трудно провести между ними разграничительную линию, так как с полной уверенностью никогда нельзя сказать, в какой мере то или иное поведение человека детерминировано существующими социальными нормами, ценностями и смыслами, а в какой — его половозрастными особенностями или особенностями его нервной системы, психического состояния, особенностями ситуации, в которой он оказался, или же структурой его потребностей и особенностями духовного развития. Поскольку задача педагога состоит в изменении, трансформировании поведения, характера, психологического состояния, уровня духовного развития и т. д., он просто вынужден изменять и структуру ценностных ориентации ребенка или подростка, и структуру его потребностей, и саму ситуацию, в которой он оказался.
Социально-педагогическое исследование — это целесообразная деятельность, представляющая собой совокупность упорядоченных познавательных действий. Каждое же в отдельности исследовательское действие есть процесс добывания новых знаний, подчиненный представлению о результате, который должен быть достигнут. Если в результате исследования получают истинные и обоснованные знания, то метод считается научным.
Особенности социально-педагогического исследования определяются:
- спецификой предмета, который задается в общих неопределенных чертах, прогнозируется в незначительной степени и лишь в конце исследования вырисовывается окончательно;
- специфичностью средств исследования. Чаще всего они неполные и недостаточные для достижения цели и исследователю необходимо совершенствовать их в процессе работы;
- идеализацией объектов исследования или ограничением их свойств наиболее существенными, т. е. отвлечением от случайного;