Традиционная вузовская лекция: сущность, дидактические функции
Воспитательный эффект в процессе лекции имеют и такие аспекты, как авторитет преподавателя, отношение аудитории к его личности, преподаваемой им дисциплине.
Организующая функция лекции предусматривает, в первую очередь, управление самостоятельной работой обучающихся как в процессе лекции, так и в часы самоподготовки. Эта функция сознательно усиливается преподавателем при чтении установочных и обзорных лекций, а также лекций по темам, за которыми следует проведение семинаров и практических занятий. Здесь лектор ориентирует обучающихся на работу с литературой, указанной в программе, и информирует о появлении новых источников. Он обращает внимание студентов на то, что им необходимо изучить и что с чем сопоставить.
Анализ функций, присущих лекции, показывает ее ведущую роль в числе других форм и методов обучения, так как она дает обучающимся исходные научные знания.
Требования к современной вузовской лекции.
Лекция —логически стройное, систематически последовательное и ясное изложение того или иного научного вопроса. В общих чертах лекцию иногда характеризуют как систематизированное изложение важных проблем науки посредством живой и хорошо организованной речи. Основными требованиями к современной лекции являются научность, доступность, единство формы и содержания, эмоциональность изложения, органическая связь с другими видами учебных занятий, практикой повседневной жизни.
С учетом этих требований каждая лекция в вузе должна:
♦ иметь четкую структуру и логику раскрытия последовательно излагаемых вопросов (понятийная линия лекции);
♦ иметь твердый теоретический и методический стержень, важную проблему;
♦ иметь законченный характер освещения определенной темы (проблемы), тесную связь с предыдущим материалом;