Традиционная вузовская лекция: сущность, дидактические функции
В определенной степени остроту названных противоречий снимает возможность применения в учебном процессе нетрадиционных видов чтения лекций, о которых более подробно будет идти разговор во втором подразделе главы.
Наряду с отмеченным следует указать, что в образовательном процессе вуза существует ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой, такие ситуации возникают:
♦ при отсутствии учебников по новым, только формирующимся учебным курсам: лекция является основным источником информации;
♦ если новый учебный материал по конкретной теме не нашел еще
отражение в существующих учебниках или некоторые его разделы устрели (в современных условиях информационного прогресса это становится очень актуальным);
♦ в случае, если отдельные темы, изложенные в учебнике, особенно трудны для самостоятельного изучения и поэтому требуют методической переработки лектора;
♦ когда по основным проблемам курса существуют разноречивые мнения, взгляды, то лекция необходима для их объективного освещения;
♦ лекция ничем не может быть заменена, когда особенно необходимо личное эмоциональное воздействие лектора на обучающихся. В этом случае эмоциональная окраска лекции в сочетании с глубоким научным содержанием создает гармонию мысли, слова и восприятия.
Кратко раскроем дидактические и воспитательные цели лекции, ее основные функции. Дидактические и воспитательные цели лекции:
♦ дать обучающимся современные, целостные, взаимосвязанные знания, уровень которых определяется целевой установкой к каждой конкретной теме;
♦ обеспечить в процессе лекции творческую работу студентов совместно с преподавателем;