Традиционная вузовская лекция: сущность, дидактические функции
В числе средств наглядности, используемых в лекции, особое место занимают средства словесно-образной наглядности.
Основное средство лектора — слово, основной метод воздействия — убеждение. Но чтобы убедить слушателей, надо овладеть их вниманием, а овладеть им можно, только воздействуя на чувства и сознание. Невыразительный язык может сделать речь неубедительной, скучной.
Таким образом, важным средством словесной наглядности педагога является выразительная, образная речь с использованием таких методических приемов, как сравнение, риторические вопросы, персонификации, метафоры, аллегории, ирония, гипербола, а также афоризмы, пословицы, поговорки.
В создании словесно-образной наглядности большая роль принадлежит интонации, мимике и жестам. По мнению американского психолога Ф. Сьюда, при разговоре людей значимость слов составляет лишь 7%, интонация говорящего — 38%, а на жесты и мимику приходится 55%. Одно движение или выражение лица иногда могут полностью изменить смысл произнесенных слов. Владеть средствами выразительности лектору просто необходимо.
Порядок и темп изложения учебного материала должны способствовать студентам в конспектировании лекции. Специалисты в области дидактики приходят к мнению, что ведение конспекта обязательно для всех обучающихся, так как при этом они активно, а не созерцательно, изучают материал.
Научить слушателей вести конспект — задача преподавателя. У каждого слушателя в итоге вырабатывается своя манера конспектировать, и каждый понимает, что лучше всего иметь свой конспект, а не читать другие.
При проверке конспектов преподаватель обращает внимание на полноту и четкость записей, начиная с даты лекции, ее названия и плана.
Слушателям необходимо рекомендовать оставлять в конспекте место для дополнений и других пометок при самостоятельной работе. Для этого используются поля, отчерчиваемые на каждой странице (шириной не менее 3 см).