Традиционная вузовская лекция: сущность, дидактические функции
Плакаты, модели, диафильмы и другие наглядные пособия должны быть в минимально необходимом количестве, они только дополняют, материал, излагаемый на доске. Объяснение только по плакатам и обилие самих плакатов не оставляет никакого следа в конспекте (если эти; материалы не выдаются в качестве раздаточного материала) и поэтому не может быть признано целесообразным. Опыт показывает, что плакаты отражают, как правило, схемы, требующие углубленного изучения. Каждый плакат, используемый на лекции, должен быть законченным блоком информации.
При использовании плакатов на лекции следует учитывать ряд выработанных практикой рекомендаций:
♦ плакат вывешивать (открывать для обозрения) желательно в тот момент, когда идет изложение материала, непосредственно связанной» с изображением;
♦ на двухчасовой лекции целесообразно использовать не более 4—6 плакатов, при этом их распределение по времени в ходе лекции должно быть по возможности равномерным;
♦ использованные плакаты какое-то время остаются вывешенными, так как в них может возникнуть потребность либо у лектора, либо у слушателей. Снимать их следует в тот момент, когда надобность в них миновала.
Диафильмы, диапозитивы и другие аудиовизуальные и компьютерные средства должны соответствовать основному замыслу лекции. Объем материала, выносимого на один кадр, не может быть большим. Он должен быть простым и доходчивым: одна несложная схема или диаграмма, один небольшой ряд цифр, не более 7-10 строк текста, и т.п. Всегда надо помнить, что лучше использовать на лекции на один кадр больше, чем, уменьшив количество кадров, сделать их трудночитаемыми и лишить наглядности. Простота и доходчивость каждого кадра - важнейшее качество диафильма.
Современные средства оперативной полиграфии, имеющиеся сейчас в каждом вузе,, позволяют часть иллюстративного материала выдавать обучающимся в виде раздаточного материала для вклеивания в рабочие тетради. Такой материал облегчает труд и экономит время преподавателя и слушателей (соответственно при чтении и конспектировании лекций), так как отпадает необходимость в создании ряда рисунков, а их обсуждение ведется с использованием этого материала. Кроме того, раздаточный материал облегчает самоподготовку обучающихся, исключает ошибки в конспектирований лекции, возникающие часто при зарисовке учебного материала с доски, особенно при чтении лекций на больших потоках.