Традиционная вузовская лекция: сущность, дидактические функции
♦ запись на доске производить последовательно: сверху вниз, сначала на одной половине доски, затем на другой. Иногда целесообразно делить доску на три части и более, это зависит от размеров доски и содержания лекции;
♦ писать разборчиво, знаками среднего размера и не слишком быстро;
♦ не загораживать собой написанное на доске;
♦ занимать последовательно область доски формулами и чертежами, не перескакивая с одного края доски на другой;
♦ написанное стирать только после того, как вся площадь использована и можно вернуться на первую часть доски, оставляя нестертой вторую и третью части;
♦ особенно тщательно надо выполнять поясняющие рисунки и чертежи.
Не всегда можно рассчитывать на опытность и находчивость при размещении записи на доске, а потому лучше всего заранее подумать об этом. Ничто так угнетающе не действует на слушателей, как бессистемная запись на доске.
При выполнении чертежей преподаватель должен по возможности стоять боком к доске и к аудитории, показывая слушателям, как строится чертеж. Важнее всего для слушателя следить за построением рисунка. Одновременно с выполнением записи лектор дает необходимые пояснения. Поэтому ошибаются те преподаватели, которые при выполнении чертежей на доске молчат и стоят спиной к аудитории, закрывая чертеж от слушателей, в стремлении к его точности и красоте. Лучше, если чертеж будет не только красив, но и понятен.
Важным средством повышения наглядности лекции является использование не только аудиальных (воспринимаемых на слух), но и визуальных (воспринимаемых зрительно) наглядных материалов.
Повышение эффективности усвоения материала происходит за счет активизации одновременно нескольких рецепторов. И оно особенно значительно, когда наглядность демонстрируется с помощью технических и компьютерных средств. Это позволяет преподносить материал крупным, планом и в динамике.