Традиционная вузовская лекция: сущность, дидактические функции
Количество вопросов в лекции - как правило, от двух до четырех. Иногда отдельные вопросы делятся на под вопросы, облегчающие изложение и усвоение материала. Слишком дробное членение двухчасовой лекции или, наоборот, чрезмерно большие компоненты нежелательны в логическом и психолого-дидактическом отношении. Длительность ее частей должна быть соразмерна с научным значением излагаемых проблем.
Заключение обобщает в кратких формулировках основные идеи лекции, логически завершая ее как целостное. В нем могут даваться рекомендации о порядке дальнейшего изучения основных вопросов лекции самостоятельно по указанной литературе. Все это составляет предмет обдумывания при разработке. Однако отдельные виды традиционных лекций (вводные, заключительные, установочные) имеют свои особенности в содержании и построении, которые необходимо учитывать при отработке плана лекции. Кратко остановимся на них.
Вводная лекция - один из наиболее важных и сложных видов лекции при чтении систематических курсов. От правильного ее построения и преподнесения во многом зависит успех усвоения всего курса.
Содержание вводной лекции должно включать:
♦ определение учебной дисциплины;
♦ краткую историческую справку о развитии этой отрасли знаний и роли отечественных "ученых в развитии данной науки;
♦ цели и задачи учебной дисциплины, ее роль в общей системе обучения и связь со смежными дисциплинами;