Традиционная вузовская лекция: сущность, дидактические функции
Для обеспечения необходимой полноты и скорости конспектирования лектор использует сокращения. Как правило, в этом случае список сокращений по всему курсу разрабатывается и выдается слушателям заранее в виде раздаточного материала, или он накапливается постепенно по мере необходимости. Для этого следует отвести 2—3 страницы в начале или в конце тетради.
Заключительная часть лекции имеет следующую структуру:
♦ лектор напоминает тему и цель занятия;
♦ излагает опорные точки по материалу первого вопроса и в качестве логического вывода формулирует название под темы;
♦ аналогично делается заключение по всем вопросам занятия;
♦ лектор подводит краткий итог всей темы и отвечает на вопросы.
Ответам на вопросы слушателей можно отвести значительное время заключительной части.
Фактически заключительная часть становится конспективным изложением материала всего занятия, в ней особое внимание обращается на логическую увязку материала и выделение опорных точек (ключевых понятий).
В ходе лекции нужно все время помнить, что показатель активности слушателей — не только умение слушать и записывать материал, но и тот нескрываемый интерес, итогом которого являются вопросы, желание обсудить некоторые положения с лектором, дискуссия или спор после лекции, оживленный обмен мнениями, высказывание лектору или обмен мнениями по поводу услышанного.
Преподаватель должен всячески развивать активность слушателей на лекции, поощряя любые вопросы, помнить, что сформулированный слушателем вопрос является не менее ценным результатом учебы, чем понятое и воспроизведенное знание. Вопросы служат одним из показателей качества, глубины усвоения знаний, а также степени активности студентов в процессе обучения, первым признаком самостоятельного мышления.