Традиционная вузовская лекция: сущность, дидактические функции

Одним из самых распространенных способов подчеркивания определений и основных выводов является повторение. Слушатели очень скоро привыкают к тому, что лектор повторяет только то, что следует запомнить и записать.

Богатство устной речи, ее интонационные возможности, которые практически безграничны (тембр, тон, темп, паузы, эмоциональная окраска слова), поза, мимика, жесты, наглядные пособия, возможность непосредственного обращения к слушателям, красноречивый разговоре взглядов, который делает речь особенно теплой, понятной, возбудительной — все это чрезвычайно обогащает устную речь, делает ее могучим средством воздействия на людей.

В ходе изложения учебного материала преподаватель ни на минуту не должен забывать о том, что он не акустический прибор передачи информации, а лицо, управляющее мыслительной деятельностью слушателей. Для этого он должен иметь развитое чувство аудитории, проявляющееся в постоянной заботе, можно сказать, тревоге о том, как воспринимают его речь обучающиеся.

Важно научиться быстро выявлять отвлекающихся слушателей, устанавливать причину отвлечения, которой может быть и сам преподаватель - из-за недостаточной доступности изложения, нарушения логики изложения, монотонности речи, отсутствия наглядности.

Если причина отвлечения — в недостатках изложения материала, повторите в более доступной форме самые сложные его части, приведите к ним иллюстрации, предложите обучающимся ответить на вопросы по этим частям материала, приведите доступное для них сравнение. А если причина в индивидуальных особенностях обучающегося, то старайтесь, не прерывая изложения, организовать его внимание: остановите на нем взгляд, привлеките интонацией голоса, задайте вопрос по излагаемому материалу, повторите его отдельные положения в другой форме и т.п.

Излагая материал, старайтесь сами не отвлекаться.