Теоретические основы проектирования технологий обучения
Представители теории образно-психологического подхода , в отличие от ассоциативного, первичными элементами познания считают целостные образы или так называемое «вглядывание в проблемную ситуацию». Этот подход базируется на общей концепции гештальтпсихологии, согласно которой образ есть большее, чем сумма его частей. Они считают, что разложение целого на части не дает возможность в дальнейшем сложить вместе и что-либо объяснить. Иными словами, учащиеся реагируют не на определенные изолированные раздражения, а на всю проблему в целом.
Известен, например, такой опыт. К потолку клетки, где находились шимпанзе, подвесили банан так, что шимпанзе не могли дотянуться. В клетке было несколько ящиков, но использовав только один ящик, банан достать было нельзя. Животные сделали множество попыток, используя отдельные ящики, тогда как только в одном случае животное поставило один ящик на другой и достало банан. Koehler назвал такое поведение прозрением или «усмотрением отношений».
Данные работы сыграли определенную положительную роль при формировании теории обучения и показали, что в учебном процессе надо осуществлять следующие:
- приведение ассоциаций при изложении нового материала;
- формирование устойчивых ассоциативных связей путем неоднократного повторения учебного материала, поскольку благодаря повторению одних и тех же приемов анализа однородного материала речевая деятельность выполняется со все меньшими затратами. Первоначальные трудности, связанные с процессами абстрагирования и обобщения, преодолеваются, воспроизведение и применение знаний происходит мгновенно, будучи как бы включенным в процесс восприятия исходных раздражителей;
- активизацию познавательной деятельности путем создания проблемных ситуаций, обобщения и систематизации учебного материала.
Все представленные теории базируются на положении о том, что в основе учения лежит условный рефлекс. Но типичным для формирования условного рефлекса является пассивность обучаемого. В этом случае образование условного рефлекса, соотносящееся с запоминанием, не сводится к усвоению учебного материала, так как усвоение включает в себя целый ряд психических процессов и тесно связано с особенностями личности, чувствами, волей, а результатом его является умственное развитие или способность мыслить. В отличие от запоминагия, усвоение возможно тогда, когда обучаемый активно действует с учебным материалом, пробует применять свои знания, обогащает их новыми существенными фактами и явлениями, незамеченными ранее, осваивает приемы мышления.