Теоретические основы проектирования технологий обучения
Кроме того, представители всех упомянутых подходов в теории обучения исходили прежде всего из своих экспериментов и считали, что их выводы могут быть перенесены на все виды обучения. Хотя, безусловно, условные реакции необходимо учитывать, и образно-психологический подход является типичным для различных учебных процессов, но все же определенно есть множество случаев в обучении, которые не укладываются в рамки этих теорий.
На сегодняшний день считается, что к обучению должно быть множество подходов. Так, например, американский ученый Robert М. Gague различает следующие типы обучения:
- сигнальное обучение, как самая элементарная форма, которая соответствует классическому Павловскому условному рефлексу;
- обучение по методу «раздражение - реакция», оно приблизительно соответствует рефлексу Skinnera;
- обучение путем образования взаимосвязанных цепочек действий из различных отдельных реакций;
- дискриминационное обучение или обучение методом «раздражение - реакция», при котором учат отделять друг от друга похожие вещи и явления;
- понятийное обучение, направленное на обучение группировать, упорядочивать, систематизировать вещи и явления;
- обучение правилам, которое состоит в составлении цепочки понятий;
- обучаемые должны уметь расставлять различные понятия определенном отношении друг к другу;
- решение проблемы, т.е. способность комбинировать только что усвоенные правила в новые правила более высокого порядка.