Теоретические основы проектирования технологий обучения
В классической педагогической и психологической литературе память считают основой обучения, эффективность которого связывают с полнотой усвоения знаний, прочностью их сохранения во времени, готовностью к адекватному использованию в различных ситуациях познавательной и практической деятельности.
Под памятью понимается способность личности воспринимать, усваивать, структурировать и сохранять информацию, а также использовать ее в различных ситуациях для решения практических задач.
Как отмечают психологи, в жизнедеятельности человека наблюдается любопытный парадокс. С одной стороны, и стар и млад жалуются на нехватку памяти, а с другой, это установили многие психологи, мы все пользуемся только небольшой частью своей памяти. В среднем у человека на службе лишь 3-8% памяти, а остальные не используются, да, не используются при ее острой нехватке.
Объем памяти у нас огромный. Случаи выдающейся памяти показывают ее неисчерпаемые возможности. Так, например, некоторые музыканты запоминают большие произведения, услышав их только один раз , некоторые организаторы знают по именам и в лицо тысячи людей , художники по памяти рисуют свои картины . По временным аспектам работы памяти ее разделяют на долговременную и кратковременную.
Долговременная память служит для сохранения в течение длительного времени усвоенных человеком знаний, навыков практической деятельности, мотивационных установок, принципов выбора входной информации, правил декодирования. Долговременная память - это информационная база для жизнедеятельности. Сохраняемые в этой памяти представления образуют систему эталонов, играющих особую роль в опознании объектов, в оценке и отборе новой информации, в формировании образов. Её содержание не остается неизменным, а преобразуется за счет сигналов, поступающих из кратковременной памяти, и под воздействием постоянно происходящих в ней процессов систематизации, перестройки связей.
Кратковременная память служит для непродолжительного хранения информации в течение нескольких секунд или минут. Так, например, если нам назвали какой-либо факт или нужный номер телефона, мы в течение нескольких секунд сохраняем его в памяти, пока не используем, и забываем.