Теоретические основы проектирования технологий обучения
В соответствии с этим на Западе в конце 50 годов возникла теория Inteligent eye - «разумный глаз», представители которой утверждают, что глаз развил мозг. В основе этой теории лежат наблюдения и результаты исследований, полученные психологами.
Советская психология полностью не приняла эту теорию, но и не отвергла особую роль зрительного анализатора в обучении. Так, например, Ягол И.М. отмечал, что «По некоторым данным орган слуха взрослого человека может пропустить за одно и тоже время 1000 единиц информации, а орган зрения 100000» . Психолог Б.Г. Ананьев подчеркивал, что восприятие через зрительную систему идет на трех уровнях: через ощущение, восприятие и представление, а через слуховую систему - только на уровне представления . Это значит, что при чтении информация воспринимается лучше, чем «со слуха»: 20% поступающей слуховой информации может потеряться, так как:
- мышление протекает в 8-40 раз быстрее, чем речь;
- есть отвлекающие факторы ;
- через каждые 5-Н0 с мозг «отключается», срабатывают его защитные свойства.
Именно поэтому требуется повторение одной и той же информации. Именно поэтому Шаталов В. Ф. повторял одно и то же не менее трех раз, широко используя наглядность.
Более 400 лет существует педагогика, а в ней - дидактический принцип наглядности обучения, но лишь теперь он получил теоретическое и научное подтверждение.
Краснов Н.В. приводит интересные данные по поводу восприятия человеком информации. «Исследования показали, что человек запоминает 15% информации, получаемой в речевой форме, 25 % - в зрительной; если же оба эти способа передачи информации используются одновременно, он может воспринять до 65% содержания этой информации .