Теоретические основы проектирования технологий обучения
Объединить все имеющиеся подходы позволяет информационная психология.
Она представляет собой отдельное направление внутри психологии. Информационная психология включает анализ образно-психических явлений с точки зрения переработки информации и описывает процессы реакции на раздражения путем моделирования информации человеком, оперируя информационно-теоретическими понятиями.
Автор теории Helman G. Frank приводит такое сравнение-. «Подобно тому, как теоретическая физика хочет приблизительно вычислить физический мир путем создания более сложных комплексных моделей, так информационная психология ищет модели социальной переработки информации человеком».
Информационная психология заменяет описательные модели на технические, которые описываются при помощи символов, графических объектов и их взаимосвязи. Данные модели позволяют проанализировать психические и физиологические процессы и явления, протекающие в сознании человека при усвоении информации, и на основе анализа сделать выводы о наилучших способах построения технологий обучения.
Наиболее общим из них является гносеологический подход, который выделяет в этом процессе три качественно различных этапа: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике».
Этот философский подход раскрывает общую логику освоения нового знания. Он не содержит количественных характеристик процесса познания и применяется в обучении для координации обучения при любой технологии.
Рассмотрим одну из моделей переработки информации человеком, используя при этом общеизвестные психологические категории. Успешность выбора и реализации технологий обучения во многом зависит от глубинного понимания сущности процессов познания в обучении.
Обучение предполагает накопление полезной информации, соответствующей целям учебного процесса, и ее активное применение в осваиваемой деятельности. Восприятие зависит от особенностей памяти, типа мышления, а также типа темперамента или центральной нервной системы. Рассмотрим последовательно влияние каждой из этих характеристик личности на выбор технологии обучения. При этом следует вспомнить, что механизм анализа и диагностики обучаемых уже рассматривался в четвертом разделе учебника при изучении темы «Анализ и диагностика состояния учебного процесса».