Теоретические основы проектирования технологий обучения
Меланхолик — человек, склонный к угнетенному состоянию, мрачным мыслям. У него процессы торможения и возбуждения снижены, он теряется в сложных ситуациях, неохотно принимает ответственные решения, быстро устает. Для меланхоликов необходим размеренный ритм и организация учебного процесса, упорядочение системы его организации. При этом целесообразно использовать традиционные методы и формы обучения, введение материала неторопливое, основательное. При этом можно учитывать, что один раз усвоенный материал будет помниться долго.
Флегматик - это невозмутимость, граничащая с хладнокровием. Человек со слабой активностью, терпеливый, хладнокровный. Процесс возбуждения ослаблен, процесс торможения усилен. Реакции замедленны. Такого человека быстрота раздражает.
Студенты такого типа адаптируются в обстановке труднее всего. Для их адаптации в новом курсе нужны специальные меры: разъяснение целей и задач, описание графика изучения курса, темы. Но данный тип темперамента способствует основательности усвоения. При правильной организации учебного процесса меланхолик и флегматик могут основательно и на длительный срок усвоить учебный материал.
Указанные типы темпераментов очень редко встречаются в чистом виде. В нашем случае речь идет о преобладании тех или иных черт характера, которые следует учитывать в процессе обучения.
Можно дать такие основные рекомендации в работе с группами, в которых преобладают определенные типы темперамента:
- при организации работы в группах следует учитывать характер взаимодействия различных темпераментов. Так, сангвиник лучше всего уживается с холериком, а флегматик с меланхоликом, но флегматик не уживется с холериком;
- занятия в быстром темпе и соответствующей переменой видов деятельности следует вести с холериками и сангвиниками, но это неприемлемо с меланхоликами и флегматиками;
- при работе с флегматиками и меланхоликами следует излагать учебный материал неторопливо, основательно, глубоко.
Влияние типа мышления на выбор технологий обучения