Теоретические основы проектирования технологий обучения
Теория ассоциативно-психологического подхода.
Основная идея авторов этой теории заключается в том, что в познании всегда можно выделить элементарное действие. Основной простейший элемент познавательного процесса по этой теории был назван «ассоциацией» и представлял связь между психическими явлениями. Основной задачей теории было объяснить, каким образом эти ассоциации и их системы образуются в процессе обучения.
Основоположником данного учения является русский ученый Павлов И. П., который пришел к убеждению, что в основе обучения лежит образование ассоциаций или связей между стимулом и рефлексом, как результата их временной близости.
Павлов, проводя свои исследования, наблюдал, что при регулярном соединении стимула с возбуждением образуется условный рефлекс, т.е. реакция на одно возбуждение. Многие стали считать, что именно в этом заключается элемент всякого учения.
Сторонником и продолжателем такой теории является американский ученый Edward L., который на основе многократных экспериментов создал «теорию проб и ошибок». Его представления сводились к тому, что животные, попадая во враждебную ситуацию, пытаются освободиться, а, ища способ освобождения, случайно находят соответствующие реакции на раздражители. Эти реакции, по мнению автора, должны быть в тот же час закреплены или вознаграждены. Если освобождения не произойдет, то связь «стимул - реакция» теряется.
F. Skinner провел также множество опытов с животными, которые должны были вырабатывать реакции, чтобы получить еду: например, голуби - клюнуть определенную кнопку в клетке. При этом F. Skinner использовал инструментальные условные рефлексы, которые проявляются в виде воздействия организма на окружающую среду при действии на него определенных раздражителей. Автор работ учил животных выполнять сложные последовательности движений, подкрепляя вознаграждением каждую его часть. В результате животные постепенно, движение за движением, вырабатывали условные рефлексы.
Главное положение ассоциативно-психологического подхода заключается в том, что учение осуществляется на основе устойчивого последовательного формирования отдельных условных рефлексов, на основе образования ассоциативных связей между стимулом и рефлексом. При этом первичными элементами познания считаются отдельные ощущения или элементарные действия -ассоциации.