Теоретические основы проектирования технологий обучения

Психологические и социологические аспекты обучения специалистов технического профиля.

В настоящее время наука не дает однозначного толкования физиологических и психических процессов, происходящих у обучаемого в процессе обучения. В современной педагогической и психологической литературе нет достаточно четкой теории обучения, которая позволяла бы систематизировать имеющиеся факты, объяснять и использовать их для построения технологий обучения.

В традиционной педагогической литературе обучение рассматривается как специфическая социальная деятельность, направленная на ускоренную передачу молодому поколению накопленного социального опыта путем организованной познавательной и практической деятельности. Существуют различные способы представления процесса обучения. Одним из таких способов является представление этого процесса в форме условий, при которых учащийся и его действия изменяются под воздействием внешних раздражителей как вид изменения поведения обучаемых под воздействием внешних факторов.

В данной схеме x обозначает состояние учащихся перед процессом обучения в момент времени x - его состояние в момент t2, т. е. после обучения, которое отличается от предыдущего на величину приращения опыта личности.

С точки зрения данного подхода, обучение представляет собой процесс целенаправленной передачи накопленного опыта, в результате которого появляются изменения в человеческих резервах, которые сохраняются и не могут быть объяснены процессом их естественного развития.

Исходя из этого, результат обучения - это изменение поведения обучаемого, которое сохраняется в течение длительного времени и отличается от изменений, которые происходят в результате естественного физического «созревания» человека.

Существует очень много других определений обучения, которые говорят о том, как возникает его результат и какие процессы при этом осуществляются. К сожалению, в настоящее время нет теории обучения, которая достаточно полно описывала бы все эмпирические факты и объясняла их.

Рассмотрим наиболее известные теории обучения, ограничиваясь при этом информационно психологическим подходом, который позволит более подробно проследить процессы, протекающие в сознании обучаемых в процессе восприятия информации.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  Следующая > В конец >>