Теоретические основы проектирования технологий обучения
В настоящее время исследователи разделяют систему кратковременной памяти на две подсистемы: сенсорную и кратковременную .
Сенсорная память служит для приема и хранения информации, поступающей на сенсорный вход человека в течение долей секунды . В этот период осуществляется первичная переработка поступающей информации, ее отбор , сканирование , после чего часть отобранной информации поступает для дальнейшей переработки в кратковременную память и затем в долговременную.
Кратковременная память служит для ввода и извлечения информации из долговременной памяти. В ней информация может храниться до 10 с. Так, например, при чтении текста человек воспринимает каждое слово благодаря тому, что кратковременная память несколько мгновений сохраняет его образ, а затем извлекает из долговременной памяти ту часть информации, которая необходима для опознания и расшифровки. Результатом является извлечение из прочитанного текста основного смысла, который затем переводится в долговременную память, забывая основные слова.
Иными словами, кратковременная память на начальном этапе дает возможность реализовать имеющиеся эталоны долговременной памяти, соотнести их с новой информацией в данный момент действия, а затем вводит в долговременную память новую информацию.
Наглядно схему взаимодействия всех трех уровней памяти при переработке информации человеком можно представить следующим образом .
Основным условием обучения является получение информации из окружающего мира. Информация поступает к органам чувств в форме оптических, акустических, тактильных , термических, слуховых и других раздражителей. Под мощностью органов чувств можно понимать тот максимум информации, которую эти органы способны передать в течение единицы времени на сенсорную память. По определению немецких и австрийских ученных установлено, что оптический канал имеет мощность 10байт.с, тогда как акустический 1.5-юй байт.с, мощность других каналов намного меньше и лежит в пределах 10-И 00 байт.с.