Система оценки достижений учащихся в рамках профильного обучения
Если портфолио проектной деятельности ученика используется для формирования компетентностей, то следует рассматривать оценку именно этого результата образования. Компетентности как формируются, так и проявляются в деятельности и этим отличаются от других результатов образования, например, от знаний, умений и навыков, для формирования и оценки которых в российской школе накоплен огромный арсенал традиционных методик. При проектной деятельности школьники проявляют информационную и коммуникативную компетентности и компетентность решения проблем.
На основании способов деятельности, владеть которыми необходимо при работе над проектами, необходимо отдельно разрабатывать требования к учащимся и критерии оценки уровней сформированности компетентностей. Требования должны быть сгруппированы в соответствии с перечнем ключевых компетентностей в три раздела: «Решение проблем», «Работа с информацией», «Коммуникация». Внутри них могут быть заданы группы умений на основании вида деятельности, в котором они должны проявляться в первую очередь.
Для каждого уровня необходимо привести показатели освоения той или иной компетентности на входе (качественное изменение по сравнению с предыдущим уровнем) и на выходе (увеличение доли самостоятельности ученика или усложнение того способа деятельности, владение которым он должен продемонстрировать).
Требования к уровню сформированности компетентностей должны быть конкретизированы в критериях для оценки и задаются к группе умений. Разработанные критерии могут быть предназначены для бинарной оценки (да/нет). Требования и критерии оценки преимущественно должны представляться в форме таблиц, что позволитт дать качественную оценку уровня сформированности компетентностей учащихся при проектной деятельности, включения их в исследовательскую работу, соотнесения видов деятельности в системе общего и дополнительного образования.
Объектами оценки могут являться портфолио проектной, исследовательской деятельности ученика, презентация продукта, а также наблюдение за работой в группе.