Система оценки достижений учащихся в рамках профильного обучения
- изменение роли преподавателя в процессе обучения, связанное с приоритетным осуществлением им функций проектирования учебного процесса, консультирования обучаемых, анализа результатов обучения и коррекции методики;
- ориентация образовательного процесса на заранее заданный обязательный уровень учебных достижений;
- систематическая проверка уровня усвоения содержания обучения в ходе изучения модуля с приоритетной реализацией обучающей, стимулирующей и коррекционной функций контроля и оценки учебных достижений;
- обоснованное сочетание индивидуальной и групповой форм учебной деятельности.
Поскольку модульно-зачетное обучение в качестве одной из основных целей преследует формирование у выпускника профильной школы навыков самообразования, весь процесс строится на основе осознанного целеполагания и самоцелеполагания с иерархией ближних (знания, умения и навыки), средних (общеучебные умения и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) целей. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Ведущая роль его сохраняется в системе отношений «учитель - ученик».
В каждый зачетный модуль входит целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей (модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности).
В контексте модульного обучения должна будет претерпеть изменения и оценка подготовки обучающихся. Потребуется, в частности, существенно пересмотреть функции текущего контроля. Осуществление промежуточной оценки придется, видимо, совмещать с окончанием изучения отдельных модулей. Возможны на этой основе и иные подходы к организации итоговой аттестации обучающихся (по итогам года, за курс обучения в целом), в частности, использование накопительной системы оценивания. Из существующих сегодня подходов представляется наиболее очевидным использование зачетной системы с некоторой ее модификацией для школы.
Одним из инструментов реализации индивидуализации обучения посредством модульного построения содержания образования может являться система образовательных кредитов.