Система оценки достижений учащихся в рамках профильного обучения
Модульно-рейтинговая система позволяет более эффективно организовать самостоятельную деятельность обучающихся. Благодаря ее возможностям можно более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучению, так как каждый обучающийся может составить свой план учебной деятельности. У школьников и студентов вырабатываются навыки самоконтроля и самооценки. Благодаря наличию ближайших ориентиров (в виде контрольных работ, зачетов и т.д.) и стимулов к регулярным и планомерным занятиям повышается прочность знаний. Система оценки в состоянии учитывать большее число видов учебной деятельности (в тематическом контроле и текущей аттестации); увеличивается объективность итоговой оценки. Информация о текущем рейтинге стимулирует учащихся. Повышается уровень здоровой конкуренции между учащимися. В значительной мере обеспечивается снятие элементов случайности в оценке знаний при сдаче экзаменов и зачетов. При сетевой организации обучения и интеграции с элементами дополнительного образования появляется возможность быстро «войти в структуру» изучаемого курса практически в любой ее части и варьировать порядок изучения модулей в зависимости от обстоятельств. Модульное построение содержания обучения и рейтинговая оценка его усвоения позволяют определить индивидуальный темп изучения материала, а заранее известные требования к качеству изучения каждого модуля позволяют выбрать уровень и ориентироваться на конечный результат обучения.
В тоже время при всеобщем использовании модульно-рейтинговой модели оценивания достижений учащихся теряется системность в построении содержания курса в целом. Содержание разбивается на отдельные смысловые части. Обеспечение логики и преемственности в формировании понятий и способов деятельности становится в этих условиях прерогативой самих обучаемых. Для многих старшеклассников и даже студентов это — серьезная проблема. Модули и балловая оценка их усвоения часто выделяются на основе субъективного фактора — позиции отдельного преподавателя. Это касается и создания измерителей. Система достигнет максимального эффекта лишь в случае введения единого рейтингового контроля. Возрастают трудозатраты преподавателя при разработке вариантов контролирующих материалов, проверке результатов контроля (особенно в больших группах), обновлении материалов.