Система оценки достижений учащихся в рамках профильного обучения

Практика показывает, что природная любознательность ребёнка ко времени обучения в старшей школе заметно ослабевает. Поэтому при введении новой системы оценивания достижений учащихся необходимо учитывать следующие моменты: противоречие между потребностью учителя в развитии активной познавательной деятельности учащихся классов, и отсутствием у этих учащихся интереса к изучению данного предмета (как непрофильного при индивидуальной образовательной программе); между необходимостью повышения познавательного интереса у учащихся и отсутствием гибких норм контроля знаний, учитывающих именно выбранный профиль обучения; между традиционной системой оценивания знаний, умений и навыков и необходимостью внедрения новой системы оценивания учебных достижений учащихся, позволяющей ученику сравнивать свои успехи с предыдущими и отслеживать динамику собственного развития.

Основные принципы рейтинговой системы можно сформулировать так: оценка не зависит от характера межличностных отношений учителя и ученика; незнание не наказывается, стимулируется процесс познания; ученик волен выбирать стратегию своей деятельности, т.к. оценки видов деятельности определены заранее.

Для повышения познавательного интереса к непрофильному предмету через организацию новой системы оценивания следует конструировать задания в рамках следующей модели: учебная задача (проблема) – самостоятельная деятельность – накопительные баллы (первичный стимул) – рефлексия (самооценка) – интерес (вторичный стимул). Одним из стимулирующих факторов остаётся балл, но такой, который не внушает ученику страх, а, напротив, поддерживает его внимание и подстёгивает его самолюбие. Например, такой системе может удовлетворять 10-балльная шкала оценок. Приведем способ построения данной шкалы. Учитель обязан ознакомить учащихся на вводном занятии с критериями этой шкалы. Учебная деятельность на уроке и дома разная, но весовой коэффициент один: например, 10 баллов («отлично»), 8 баллов («хорошо»), 5 баллов («удовлетворительно»). В конце полугодия ученик сравнивает свои успехи с предыдущими своими же. Для сравнения результатов учащихся всего класса учитель составляет общий список класса, в котором вначале идут наилучшие– им присваивается высший ранг (пятый уровень); в конце списка– II и I ранги. У ученика низкого ранга возникает стимул к тому, чтобы продвинуться рангом выше.