Система оценки достижений учащихся в рамках профильного обучения

Чтобы рейтинговая система оценивания способствовала эффективному осуществлению учебной деятельности, текущие оценки необходимо сопоставлять со своими собственными достижениями в прошлом, что ученик отмечает в своём индивидуальном накопительном листе успеха по предмету. В начале года он ставит перед собой цели, выставляет самооценку, строит на графике свою ожидаемую образовательную траекторию. По окончании каждого полугодия ученик фиксирует на графике (в таблице) фактическую линию своего продвижения, тем самым, определяя для себя новые уровни успеха.

Для стимулирования познавательной активности учащегося в освоении профильного предмета целесообразно учитывать и результаты различных конкурсов, конференций, олимпиад в рамках внеучебной работы и системы дополнительного образования (так называемая бонусная система баллов). Естественно дополнительные баллы должны составлять не более 10-15% веса оценки, чтобы не дискредитировать систему контрольных мероприятий учителя профильного предмета. Такую же систему можно использовать в рамках оценивания контрольных и зачетных работ учащихся по элективным курсам.

Современные образовательные инновации делают акцент собственно на учении, ставя ученика в центр образовательного процесса, предоставляя ему максимум свободы и ответственности в организации собственной учебной деятельности – в поисках источников информации, выборе экспертов и руководителей в учебных исследованиях, разработке индивидуальных учебных программ. Поэтому в оценивании все больше значения придается самооцениванию.

Новые формы оценивания «надстраиваются» не на репродуцированную учеником информацию, а на созданный им самостоятельный продукт, в идеале имеющий прикладную ценность.

Формой такого реалистического оценивания, ориентированного на качественное обновление оценки, на результат учебной деятельности, включающего самооценивание, является технология «портфолио». Конечную цель учебного портфолио многие авторы видят в доказательстве прогресса обучения по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности. Использование технологии портфолио школьника или «папки личных достижений», возможно, поможет в какой-то мере решить проблемы, связанные с объективным оцениванием результатов деятельности ученика. Портфолио не используется для сравнения учеников между собой, это документация, представляющая индивидуальное развитие за определенный отрезок времени. Заключения преподавателя о достижениях, способностях, силе, слабостях и потребностях ученика должны опираться на знание полного диапазона его развития.