Исследования по проблематике профильного обучения
Проблемы профильного обучения традиционно разрабатывались в советской педагогической науке в контексте проблемы дифференциации обучения и воспитания. На первом этапе, в 1920-е гг., разрабатывались аспекты не столько профильной, сколько уровневой дифференциации обучения, предполагающей определение «умственного возраста» детей на основе педологических тестов и дальнейшее распределение всей «детской массы» по дифференцированным учебным группам (классам, потокам, бригадам) в соответствии со своим «умственным возрастом» . Исследования в области дифференциации обучения были прекращены в середине 1930-х гг., когда школа стала единой для всех обучающихся.
Однако во второй половине 1950-х гг. существование на всей территории СССР единой школы высветило ряд серьезных проблем и заставило ученых-педагогов вновь обратиться к проблеме дифференциации обучения. В 1950-е гг. крупнейший отечественный педагог-теоретик тех лет Н.К. Гончаров, разрабатывая проблему профильной дифференциации школьного обучения на старшей ступени, ввел термин «фуркация», трактуя его как возможные варианты специализированной, производственной подготовки школьников и более углублённое изучение отдельных школьных предметов на основе единого уровня общего образования . Таким образом, идея «фуркации», в понимании Н.К. Гончарова, была в некоторой степени близка современной трактовке термина «профильное обучение». Однако в результате острой дискуссии термин был вытеснен и далее использовался термин «дифференциация» .
Более традиционным для советской дидактики тех лет был подход, когда дифференциация и индивидуализация обучения рассматривались более узко, вне связи с широким социально-профессиональным контекстом старшей ступени общего образования, а также в значительной степени односторонне: как принцип обучения (М.А. Данилов, Б.П. Есипов), одна из основ содержания обучения (М.Н. Скаткин), форма организации познавательной деятельности (М.А. Данилов, И.Т. Огородников). Таким образом, дидактическая теория тех лет «не ухватывала» комплексности феномена дифференциации.