Исследования по проблематике профильного обучения
Лишь в конце 1970-х – начале 1980-х гг. произошло развитие идеи дифференцированного образования в целостную концепцию
(Ю.К. Бабанский , Н.М. Шахмаев ), однако и на данном этапе широкий социально-профессиональный аспект дифференциации обучения не акцентировался.
Ситуация кардинально изменилась в конце 1980-х гг., с началом широкомасштабных реформ в сфере общего образования. В этот период «Концепция общего среднего образования», разработанная ВНИКом «Школа», постулировала необходимость введения профильной дифференциации на всех ступенях школьного образования. «Принципиально новый подход к построению III ступени состоит в том, что обучение ведётся здесь на основе широкой и глубокой дифференциации. Такое обучение создаёт условия для наиболее полного учёта интересов учащихся, раскрытия их способностей и профессионального самоопределения На обязательные предметы приходится меньшая доля учебного времени. Для обеспечения более глубокой дифференциации обучения школа III ступени может ввести одно или несколько направлений (гуманитарное, физико-математическое, химико-биологическое, экономическое, техническое, сельскохозяйственное, художественное и др.)» .
С этого момента началась разработка проблем профильного обучения на старшей ступени общего образовании в современном понимании. Помимо «Концепции общего среднего образования» (1988), в данном периоде могут быть выделены ещё два этапа в оформлении идеи профильного обучения. Первый из них связан с появлением в 2000 г. «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» , в которой идея профильного обучения поставлена в соответствие с тремя основными направлениями модернизации российского образования (качество, эффективность, доступность) и через это – с широкими социально-экономическими процессами в жизни страны. Второй этап был обозначен появлением «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» (2002) , где впервые профильное обучение было представлено как целостная и внутренне непротиворечивая система не только на педагогическом, но и на организационно-педагогическом уровне, а также началом федерального эксперимента по введению профильного обучения на старшей ступени общего образования (2003/04 учебный год).