Исследования по проблематике профильного обучения

На протяжении рассматриваемого этапа (2000-2004 гг.) в условиях отсутствия единой концептуальной идеи профильного обучения, отвечающей современным требованиям, учёными был предложен ряд моделей организации профильного обучения, соединявших в себе признаки дидактического и организационно-педагогического подходов. Отдельные компоненты данных моделей стали своего рода прообразами некоторых значимых положений «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования». Среди этих моделей следует выделить:

– предложенную А.А. Чернышевым трёхкомпонентную модель содержания профильного обучения: 75% – базовый компонент (автор называет его «академическим образованием»), цель которого – обеспечение формирования общей грамотности обучающихся, их социализации; 15% – инвариантный компонент, имеющий своей целью обеспечение преемственности образовательных программ и программ профессионального образования; 10% – вариативный компонент, цель которого – формирование профессиональной направленности обучающегося ;

– разработанную В.А. Прат модель организации и деятельности профильных классов, включающую себя: создание благоприятных условий для успешного обучения и развития учащихся с учётом их интересов и способностей; выявление признаков объектов, на которые опирается ученик при их изучении, и выяснение устойчивости этих признаков при работе с учебным материалом в разных формах его представления; структурирование содержания, средств и методов, позволяющих ученику проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме; создание специальных программ по предмету для данного профиля; использование на начальном этапе дифференциации обучения достаточно гибких её форм, а в дальнейшем – сочетание профильности и универсальности образования, позволяющих учителю учесть смену учебных интересов школьника ;