Исследования по проблематике профильного обучения
Одновременно (и даже несколько ранее, с 2003 г.) появляется значительный массив работ, описывающих инновационные прецеденты практики профильного обучения. Авторы этих работ, как правило, используют не столько проблемный (по отдельным аспектам профильного обучения), сколько системный срез, характеризуя действующие модели предпрофильной подготовки и профильного обучения различных уровней: школьного (, , , , и др.), муниципального (, и др.), регионального (, и др.). Данные работы, как правило, отличаются двумя взаимосвязанными особенностями: во-первых, жёсткой ограниченностью рамками «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» и, во-вторых, эмпиризмом, описательностью и отсутствием каких-либо теоретических или методологических обобщений, выводов. Значимость данных работ – в серьёзной и разнообразной технологической проработке нормативно-правовых, экономических, управленческих и организационно-педагогических механизмов реализации профильного обучения с учётом местных условий.
Что касается собственно диссертационных и монографических исследований данного периода, то здесь впервые появляются работы, не просто рассматривающие специфику профильного обучения в русле организационно-педагогического подхода, но целенаправленно посвящённые отдельным, ранее не изученным аспектам современной модели профильного обучения. Это исследования в области организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов (В.А. Котляров ), использования информационно-компьютерных, телекоммуникационных, дистантных технологий для организации профильного обучения (С.В. Воронцов и др. , М.Л. Кондакова ), сетевого взаимодействия образовательных и других учреждений для решения задач профильного обучения (А.Ф. Мазник ). В силу обозначенных ранее факторов общее количество работ данного типа пока не велико, однако оно продолжает заметно нарастать.