Исследования по проблематике профильного обучения
Помимо работ, продолжающих линию изучения особенностей разработки содержания и ведения курсов в условиях профильного обучения в методическом ключе (математика – Ф.М. Рафикова и Т.А. Олейник , физика – Т.А. Гурина и Л.В. Касаткина , информатика – С.Б. Гусенкова ), появляется значительное количество исследований, посвящённых разработке организационно-управленческих (Н.Л. Древницкая , Е.А. Вербичева , Л.А. Гаджиева ), общедидактических (И.М. Осколовская , Н.В. Шкарупа ) и профессиональных (А.В. Гапоненко , М.Э. Кожевникова , И.А. Малахова , Н.Н. Обдирщиков , Е.В. Суворова , Ф.Д. Товарищева ) аспектов профильного обучения. Намечается тенденция рассмотрения дидактических и методических аспектов профильного обучения в организационно-педагогическом ключе, что, например, ярко отразилось в теме диссертационного исследования В.А. Прат (2002 г.): «Организационно-педагогические основы методической системы обучения физике в классах гуманитарного профиля» . Однако анализ работы показывает, что на этом пути делаются лишь первые шаги: обозначив некоторые условия организации учебной деятельности учащихся, автор углубляется в организацию содержания образования в условиях профильного обучения; таким образом, под «организационно-педагогическим условиями» имеется в виду организация содержания профильных курсов. Аналогично и
Т.И. Романовская, обозначив тему своей работы как «Организационно-педагогические условия создания профильных классов для старшеклассников с низким уровнем обученности», сосредоточивает затем своё внимание на дидактических требованиях к учебно-воспитательному процессу в профильных классах для учащихся с низким уровнем обученности .
В то же время на данном этапе изменяется пространство, отводимое исследователями для профильного обучения: в него, помимо профильных классов общеобразовательной школы и иногда профильного вуза, включаются индивидуальная образовательная траектория учащегося
(Н.В. Ахаева , С.А. Вдовина ), профильные группы (М.И. Зайкин, С.В. Алексеева, А.М. Левашов ), а также учреждения дополнительного образования детей (А.М. Саранов ). Становится ясно, что пространство профильного обучения может быть расширено не только структурно, но и физически – путем использования технологий дистантного обучения (Н.В. Шкарупа ).