Исследования по проблематике профильного обучения
Анализируя обозначенные работы, а также труды других отечественных авторов, посвящённые проблематике профильной дифференциации, С.Н. Рягин обобщал их основную идею следующим образом: «В образовательной области, определяемой как профильная, предполагается некоторое приращение знаний и умений к базовому содержанию образования», при этом «профильное обучение на современном этапе образования чаще проектируется на основе знаниево-ориентированного подхода, что приводит к отождествлению с углублённым изучением» . Таким образом, в центре внимания исследователей до конца 1990-х гг. оставались аспекты профильного обучения, связанные с содержанием образования.
Небольшое число работ было посвящено проблеме профессиональной ориентации старшеклассников в условиях профильного обучения (М.И. Губанова , И.Д. Кожевников ), а также психолого-педагогическим аспектам профильного обучения (Е.Э. Грибанская ).
Однако уже на данном этапе в отдельных работах рассматривались организационные аспекты профильного обучения в условиях Крайнего Севера (А.Е. Афанасьев ), сельской школы (С.Г. Броневщук ), взаимодействия школы и педагогического вуза (Е.Л. Болотова ) и др. Хотя данные работы подчас опирались на локальный опыт и не всегда выходили на уровень значимых концептуальных обобщений, именно в них впервые проблема профильного обучения была обозначена как проблема не только и не столько педагогическая, сколько организационно-педагогическая.
Ещё одна особенность рассматриваемого этапа – отсутствие устоявшейся терминологии в сфере профильного обучения. Так, наряду с преобладающим термином «профильное обучение» в названиях диссертаций встречается «профильное образование» , а наряду с термином «профиль» – «направление» . Трактовка термина «профильный курс» также подчас отличается от сегодняшней, что отразилось, например, в формулировке: «профильный курс информатики для классов гуманитарного направления» . Анализ работы показывает, что речь в ней идёт, напротив, о непрофильном курсе информатики для гуманитариев.