Исследования по проблематике профильного обучения
Рассмотрим тематику диссертационных и монографических исследований, характерную для каждого из перечисленных этапов.
На первом этапе (1988-1999 гг.) проблема профильного обучения рассматривалась в традиционном для отечественной педагогической науки ключе, вне связи с широким социальным контекстом и необходимостью серьёзных организационных изменений в процессе школьного обучения, т.е. в рамках существующей классно-урочной системы. С этих позиций, профильная дифференциация рассматривалась, в основном, как организация на средней (начиная с VIII или даже VII класса) и старшей ступени школы особых профильных классов, отличающихся от обычных, во-первых, иным содержанием образования и, во-вторых, иными особенностями учащихся (прежде всего личностной направленностью и повышенной мотивацией к изучению профильных предметов).
В силу сказанного на протяжении рассматриваемого этапа преобладали исследования, посвящённые методическим аспектам профильного обучения. В их числе можно назвать работы, раскрывающие особенности обучения отдельных предметов в условиях профильного обучения: М.П. Андреевой (химия); Е.В. Богомоловой , Т.Б. Захаровой , Н.В. Гривенко , И.И. Данилиной , М.И. Шутиковой (информатика); С.Н. Дворяткиной , О.А. Иванова , Е.Ю. Никоновой , Т.Ю. Поляковой , И.М. Смирновой (математика); Л.А. Овчинниковой (история); М.А. Урутиной (физика). В этом ряду наиболее типичны работы, в которых рассматриваются условия построения и ведения того или иного курса в условиях того или иного профиля, например, особенности курса математики для биологического , экономического , химического профилей . Примечательно, что преобладают работы, посвящённые исследованию особенностей естественно-математического образования в условиях профилизации обучения, при этом специфика построения гуманитарных предметов в рамках того или иного профиля осталась почти неизученной.