Готовность старшеклассника к профессиональному самоопределению

Компенсаторный характер поддержки отличает её от сопровождения, предполагающей не столько защиту или помощь в преодолении проблемы, сколько соединение действий сопровождаемого с сопутствующими действиями сопровождающего с целью достижения более оптимального результата.

Оказывая поддержку образовательно-профессионального маршрута, предполагающую согласование педагогически предопределенного со спонтанным, случайным, непредвиденным, педагогу приходится сталкиваться не только с поступательным движением вперед, но также с возвратными движениями, за беганием вперед, рывками в сторону. Такой сценарий предполагает использование вместо древовидной модели развития призматической модели внутреннего роста. Данная модель в наибольшей мере соответствует именно идее поддержки подростка в ситуациях проектирования после школьного образовательно-профессионального маршрута как естественных кризисов профессионального самоопределения, под которым мы понимаем процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ ее самореализации, согласование внутри личностных и социально-профессиональных потребностей .

Для современной профессиональной культуры характерен переход к «мозаичной» структуре: происходит движение от отраслевого характера общественного и промышленного производства к интегративному, нелинейному, мозаичному . Эти представления соответствуют видению профессиональной культуры как элемента общей «мозаичной культуры», в которой связи между отдельными элементами «мозаики», «ризомы» малопредсказуемы и не описываются законами, позитивно зарекомендовавшими себя в классической науке

Положительно зарекомендовавшие себя в 70-80-х годах технологии отечественной профориентационной работы часто оказываются малоэффективными из-за существенного изменения рынка профессионального труда и образовательных услуг. Профориентация, создававшаяся в условиях индустриального общества и ориентированная на тоталитарное педагогическое мышление, себя во многом скопмрометировала, а «новая» профориентация, сообразная требованиям изменившейся социокультурной ситуации, себя еще положительно не зарекомендовала.