Готовность старшеклассника к профессиональному самоопределению
Соответствующая этому подходу задача общего образования состоит в том, чтобы создать общие условия для образовательного диалога личности с разными областями культуры. В свою очередь, качество образования определяется тем, насколько ученик может актуализировать и развить свои образовательные потребности и способности в разных областях.
В соответствии с этими подходами - важнейшая задача современного общего образования - не обеспечение «усвоения знаний», а создание условий для становления и развития индивидуальных образовательных и культурных потребностей. Школа должна предоставить учащемуся не только доступ к соответствующей образовательной среде, но и помочь ему само реализоваться в ней. Поэтому, например, компетентностный подход к общему образованию, оперирует такими «общими для всех» результатами образования, как ключевые и иные компетентности, универсальные умения , базовые способности . При этом культивируемая традиционной школой способность запоминать и накапливать информацию, являясь, несомненно, весьма актуальной, не является, безусловно, ведущей и наиболее значимой. Тем не менее стандартные процедуры проверки академической успешности во многом остаются ориентированными на старые цели и ценности образования и деформируют процессы становления в практике новых подходов к оценке результативности.
При реализации средств педагогической поддержки не школа директивно обеспечивает учащегося в знаниях и умениях, ценностях и нормах, а учащийся сам в них определяется. Педагогический результат в случае реализации средств обучения и воспитания предопределен учебной программой, исключающей развертывание спонтанного действия, необходимое по времени следование вопросу или интересу, а эффект педагогических усилий заранее запланирован, то есть формируется то, что заранее предполагалось сформировать. Результат педагогических усилий, тем не менее, может лежать не в точке приложения сил.
Практико-ориентированной задачей поддержки становится внесение в образовательный процесс средств, помогающих детям и подросткам «открывать» себя в различных видах деятельности, вхождение подростка в сложноорганизованное широкое социокультурное пространство и, соответственно, восприятия им окружающего мира через призму собственных ценностей. Задача педагога, осуществляющего поддержку - обнаружить субъективные и объективные препятствия, с которыми сталкивается подросток в процессе этой сложной деятельности, и помочь ему подойти к ее самостоятельному разрешению.