Готовность старшеклассника к профессиональному самоопределению
В контексте преодоления дефицита концептуального осмысления профориентации подростков и молодежи использование постмодернистских идей означает не устаревание прежних концепций, а необходимость рассмотрения профориентационной проблемы с максимально большего числа позиций.
Так, на этапе параллельного сосуществования индустриальной и постиндустриальной реальностей в нашей стране современный мир профессий и социально востребованной деятельности не может быть представлен исключительно как предопределенная в своем развитии система, изменяющаяся по известным предсказуемым законам. Наряду с такими линейными изменениями, описанными психологией труда и психологией профессионального самоопределения существуют и изменения, свойственные для других моделей. Они носят название «ризоматических», «сетевых», «мозаичных», поскольку для их более наглядного описания в философии постмодернизма и культурологи используются метафорические примеры «ризомы». Ризома - сетевая биологическая система, которая, в отличие от корня, не имеет стержня, центральной оси, отличается нестуктурированностью, неупорядоченностью. При этом корневище имеет высокую жизненную устойчивость, непредсказуемо растет в разные стороны, реагируя на спонтанные внешние факторы: оно может быть повреждено в любом месте, но несмотря на это, возобновит свой рост либо в старом направлении, либо выберет новое. Такой тип организации свойственен также, например, для гипертекста, служащего основной конструкцией информационного пространства Всемирной паутины. Подобную «сетевую организацию», «мозаичность» описывает и А. Моль в своей знаменитой и исторически важной работе «Социодинамика культуры».
Один из шансов сделать теорию профориентации отвечающей реалиям культуросообразности и адекватности социально-экономическим реалиям - предпринять попытку выстроить соответствующую им концепцию поддержки профессионального самоопределения. Например, вслед за «ризоматическими моделями» в образовании обосновать необходимость создания аналогичных моделей поддержки профессионального самоопределения.