Готовность старшеклассника к профессиональному самоопределению

Несмотря на некоторые положительные результаты , действующая в настоящее время система профориентации пока не достигла главной цели - формирование у школьников способностей к профессиональному самоопределению, соответствующему индивидуальным особенностям каждой личности и общественным потребностям в профессиональных кадрах соответствующих современным требованиям, предъявляемым к профессиональным работникам.

На наш взгляд и существующая в общеобразовательных учреждениях система профильного обучения не в полной мере решает поставленные перед ней задачи формирования готовности старшеклассников к выбору профессии, она лишь углубляет знания учеников по отдельным предметам, а собственно выбор профессии при этом сводится лишь к определению будущей сферы профессиональной деятельности, но не конкретной профессии.

Профильное обучение не достаточно раскрывает сущность какой-либо конкретной профессии; не в полной мере формирует представления старшеклассников о квалификационных требованиях, предъявляемых к профессионалу; не всегда показывает ученикам степени соответствия их личных качеств качествам профессиональных работников; чаще использует теоретические методы, без предоставления возможностей каждому обучающемуся испытать себя, свои силы в различных видах деятельности и определиться с выбором на основе сравнительного анализа предложенных альтернатив профессий в профиле.

Поэтому профильное обучение не оказывает реальной, действенной помощи старшеклассникам в решении проблемы выбора профессии в процессе профессионального самоопределения.

В результате проявления таких негативных моментов теряется заявленный смысл и искажается идея профилизации общего образования.

Занимаясь исследованием данной проблемы, на этапе констатирующего эксперимента мы провели анкетирование обучающихся 11-х классов школ г. Ханты-Мансийска. Результаты показали, что на момент исследования в 2001 году 15% из числа респондентов не определились ни с выбором профессии, ни с выбором профессионального учебного заведения. А согласно данным социологического исследования проведённого в феврале-марте 2004 года в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра из 1378 школьников 11-х классов: