Готовность старшеклассника к профессиональному самоопределению

• предметная компетентность - способность анализировать и интерпретировать изучаемое содержание общего среднего образования в контексте образовательного-профессиональных маршрутов

В тоже время критериями готовности подростка к профессиональному самоопределению, используемыми в традиционной школьной профессиональной ориентации, выступают :

• сформированность мотивационно-потребностных компонентов;

• необходимый уровень информированности о способах решения профориентационных проблем;

• наличие профориентационно значимого деятельностно-практического опыта.

Интегрируя «компетентностную» и «профориентационную» структуру готовности подростков к проектированию послешкольного будущего, мы получаем следующую примерную матрицу результатов поддержки профессионального самоопределения подростков.

Таким образом, рассмотрение проблемы формирования у подростка ключевых компетентностей в контексте педагогической поддержки социально-профессионального самоопределения демонстрирует необходимость изменения содержания образования с учетом происходящих цивилизационных изменений. Однако, для того, чтобы такие изменения оказались востребованными и реализованными в массовой практике, необходимо учитывать специфику компетентностей: педагогов - в вопросах поддержки профессионального самоопределения будущих выпускников; представителей территориальных администраций, бизнеса, общественности - в вопросах профориентационно значимого социального партнерства со школой; представителей региональной и федеральной образовательной политики - в вопросах согласования её с политикой кадровой и профильной подготовки.

В настоящее время многие общеобразовательные учреждения организовали предпрофильную подготовку и профильное обучение старшеклассников и добились определённых результатов в этом направлении.