Готовность старшеклассника к профессиональному самоопределению
В свою очередь, связь школы и рынка труда в изменяющемся обществе приобретает иной характер, нежели раньше. При этом школа в меньшей степени, нежели раньше, выполняет роль буфера между находящимися в хронологической последовательности общим образованием и трудовым становлением. Одновременно возрастает значимость ее как инструмента, обеспечивающего формирование у подростка способности соорганизовывать и координировать ресурсы формального, неформального и информального образования для целей проектирования собственного образовательно-профессионального маршрута.
Данное предположение может быть проиллюстрировано следующей схемой.
Можно предположить, что основной компетентностью, значимой для социально-профессионального самоопределения будущего выпускника школы является способность к созданию собственного продукта, значимого для проектирования персонального после школьного образовательно-профессионального маршрута.
Такое понимание ключевой компетентности, значимой для социально-профессионального самоопределения подростка может быть конкретизировано как:
• рефлексивная компетенция - способность, осознавать, прогнозировать и планировать свои профориентационно значимые действия;
• социальная компетентность - способность действовать в социуме ;
• коммуникативная компетентность - способность вступать в коммуникацию с представителями социокультурного и профессионально-производственного окружения ;