Готовность старшеклассника к профессиональному самоопределению

Для индустриальной культуры в большей степени был характерен поиск своего места в мире типовых рабочих мест, реализация типичных образовательно-профессиональных маршрутов. В постиндустриальной культуре все чаще и чаще имеет место создание собственного образовательно-профессионального «формата» путем мозаичной комбинации набора профессиональных компетентностей. Более того, наряду с феноменом профессионального подбора и отбора человека под имеющиеся задачи производства , в наступившем веке появляется феномен отбора и перенастройки производственной задачи под человека, в котором работодатель видит большой потенциал. Это происходит потому что производительность труда всё в большей степени определяется конкурентоспособными кадрами, а не только материальной базой.

Кроме того, наблюдаются выраженные деформации рынка труда и образовательных услуг, а также отношения к нему подростков, их родителей и потенциальных работодателей, осложняющие использование устаревших профориентационных подходов. Так, вместо привычных формами профессионального образования решающую роль начинает играть доучивание на рабочем месте, обеспечиваемое непосредственно работодателем. Поляризация высшего образования и девальвация его качества определяет массовое появление «общего высшего образования», компенсирующего недостаточность школьного образования в отношении готовности к социально востребованной деятельности и выполняющего иную социальную роль, нежели профессиональное образование в прежнем его понимании. Обучение в учреждениях начального и среднего профессионального образования ассоциируется в массовом сознании не с произвольным их выбором выпускником школы, а с неудачным образовательно-профессиональным стартом. Если раньше их выпускник оказывался более мобильным на рынке труда, но сейчас, обязательным условием социализации является наличие вузовского диплома .

Столь привычный стереотип профориентационной помощи, заключающийся в помощи в ответе на вопрос «кем быть», в изменившихся условиях не может являться приоритетным для поддержки профессионального самоопределеления. Все реже оказывается корректной и применимой в массовой практике формулировка «выбор профессии». Более актуальной становится помощь не в выборе профессии, а в поиске ресурсов для выбора «образа жизни» и «имиджа», а также обучение способам использования этих ресурсов.