Готовность старшеклассника к профессиональному самоопределению
Так, для философии и культурологи свойственно движение от модернизма к постмодернизму. Этот переход значим как в контексте изменения способов научного осмысления образовательных проблем, так и в контексте изменения духовной ситуации от модерна к постмодерну, общего умонастроения, широкого спектра идейных течений, определяющего развитие современного общества в конце XX - начале XXI века.
Для экономических и социальных наук характерно движение от идей индустриализма к идеям постиндустриализма. Это движение от доминирования машинного способа производства материальных и нематериальных ценностей к приоритетности информационных технологий, от массового характера производства к мелкосерийному его характеру, от принципов стандартизации и унификации продукта к принципу разнообразия и подстраивания под индивидуальный запрос потребителя. . Для зарубежной науки рубежа веков при описании новых социально- экономических реалий оказалось крайне заманчивым употребление для характеристик изменяющегося общества целого спектра терминов, содержащих приставку «пост»: пост буржуазное, пост деловое, пост капиталистическое, пост цивилизационное, пост экономическое, пост историческое, пост нефтяное и т.д. Это обусловлено тем, что представления о сути происходящих изменений столь стремительны, что позволяют исследователям оперировать более содержательными понятиями.
Соответственно, для педагогической науки свойственно преодоление исчерпанности прежних парадигм авторитета и манипулирования, , становление новой парадигмы поддержки. В этой парадигме отражаются черты постиндустриальных и постмодернистских изменений в обществе и культуре в целом .
При этом нынешняя историко-культурная ситуация предполагает не отрицание прежнего, а взаимодополнение «старого» и «нового», поли концептуальность, полифоничность, децентрацию, невозможность редуцирования разных научных идей к универсальной, единственно верной модели.
Педагогическая парадигма, сообразная культурно-исторической ситуации постмодерна, не отрицает педагогических идей, выдвинутых в минувшие эпохи, а опирается на них, обеспечивая возможность поли концептуального взгляда на новые педагогические проблемы. Так, Крылова Н.Б., подчеркивает, что «многие ранее существовавшие либеральные модели в американском и европейском образовании получили новый импульс развития именно благодаря идеям постмодернизма».