Технология построения проблемной лекции

Педагогическое моделирование учебного процесса через проблемное построение лекции, включение в нее проблемных задач и последовательное развертывание процесса их решения способствует принятию слушателями учебных познавательных целей и включению их в систему активных познавательных действий. Последние связаны с анализом условий проблемной задачи, выделением существенных свойств задачи, актуализацией имеющихся знаний, проектированием решения, выполнением ряда преобразовательных действий, которые направлены на решение задачи, и с другими действиями, которые запрограммированы лектором через структуру изложения учебного материала и посредством использования специальных указаний.

В результате такой деятельности у студентов складываются определенные исследовательские умения на основе специальных знаний о процедуре исследования и в связи с осуществлением исследовательского процесса познания. Эта система общенаучных умений вырабатывается в ходе учебного познавательного процесса, направленного на изучение научной информации, и поэтому составляет вторую линию педагогической результативности процесса наряду с общеизвестной — формированием научных знаний в области конкретной науки.

В целях усиления педагогической результативности целесообразно по ходу лекции обращаться к аудитории с вопросами для решения отдельных фрагментов задачи, в связи с конкретным этапом процесса ее решения, активизировать слушателей для того, чтобы стимулировать уровень их готовности к выполнению предполагаемых умственных действий. Полученные ответы предоставляют преподавателю возможность глубже вскрыть изучаемую проблему с учетом имеющихся неправильных решений и, обсудив неточные или ошибочные преобразования задачи, произведенные студентами, восстановить необходимый правильный ход решения проблемной задачи. В этой связи желательно вводить дополнительную информацию, открыто развертывать структуру поиска, привносить в него новые проблемные задачи, направленные в том числе и на корректировку предлагаемых студентами способов решения основной научной проблемы, которая является предметом изучения на лекции.

Наряду с использованием на лекции эвристической беседы, нацеленной на стимулирование и управление познавательными процессами слушателей, можно применять указания по организации поэтапного решения проблемных задач. Наш опыт подсказывает необходимость включения такого методического аппарата, как проблемные вопросы и творческие задания на протяжении лекции, которые предлагаются слушателям в качестве самоконтроля. Выполнение этих заданий учитывается лектором при дальнейшем развертывании лекции.